«&семь дней;Проклятые крысы, снующие за обшивкой и манящие меня за
собой, вниз, к доселе непознанным мною кошмарам; крысы,
которых им ни при каких обстоятельствах не услышать; крысы, крысы в стенках.»
Г.Ф. Лавкрафт, «Крысы в стенках»
Хорошую встряску индустрии устроил Джонатан Боакс (Jonathan Boakes), ничего не сообщишь. Пара лет усердного труда над очередным Myst-клоном — и один из лучших «хорроров» последнего времени. А ведь что в нем завлекало? Закинутый отель, набитый головоломками и призраками?
В того, кто заикнется об оригинальности, полетит диск с The 7th Guest (1992 г.). Само собой разумеется, были и другие (Shivers, Amber, Blackstone Chronicles), но громадным спросом тематика ни при каких обстоятельствах не пользовалась. А тут — заинтересовались, к тому же добавки попросили.
И понеслась: проекты XXv Productions и Darkling Room (первый на прилавках, второй — в разработке), дряненькая Hauntings of Mystery Manor, кошмарный сериал Delaware St. John и сейчас — Scratches. Куда ни посмотри — перо свободной компании. Но вот незадача: «гениев» большое количество, а успехи Dark Fall так никто и не повторил…
К чести Nucleosys напомним, что робкие мазки они нанесли еще в 2003-м (невзрачная демо-версия). Эти много лет трое разработчиков корпели над собственной страшилкой, имея в активе самопальный движок S.C.R.E.A.M., солидный квестовый заразное увлечение и опыт мистикой. В общем, целые амбиции. Что не помешало шумихе около игры сделать из нее одну из самых ожидаемых адвенчур. И на другими словами последовательность обстоятельств.
Будучи единственной представительницей жанра с аргентинским гражданством, она скоренько обросла рядом издателей из Северной Америки, Европы и России (где уже с успехом продается). Более того, к озвучке, кроме известного «друга всех неимущих» Джона Белла (John Bell), был привлечен господин Боакс собственной персоной! И, конечно, не обошлось без стандартных посулов: «шокирующая история», «мир, в котором вы станете жить», «кошмар, летящий на крыльях ночи»…
За сюжет также толком не зацепишься. 1976 год, древний дом викторианского типа, высящийся в глубине лесов. Новый обладатель, именитый автор (очевидно, horror) Майкл Артейт, приезжает в том направлении в отыскивании уединения и вдохновения.
По прибытии начинает твориться неладное: жилище обесточено, с электриком храбрец разминулся, аккумулятор автомобили разряжен, а ливень размывает подъезды к строению. Один на один с мрачной обителью, хороший сценарий.
Потом нам откроется и чёрное прошлое Blackwood Manor. Оно изложено в любом пресс-релизе, исходя из этого ограничимся кратким пересказом. В первой половине 60-ых годов двадцатого века инженер Джеймс Блэквуд был обвинен в убийстве любимой жены, а после этого и сам отыскан мертвым. «Сердечный приступ», — констатировали доктора. Унаследовавший родовое поместье Кристофер Милтон, приятель семьи, спустя шесть лет провалился сквозь землю. Куда? Из-за чего?
Ежедневники, фотографии и записки (наследие врача Милтона, заядлого фотографа) окажут помощь пролить свет на загадки.
И все бы ничего, если бы не маленькая подробность: подвал. В первую же ночь мастер слова просыпается от скрежета, доносящегося снизу и эхом разносящегося по этажам. Как будто бы чья-то когтистая лапа царапает каменную кладку, мерно и упорно.
Нестерпимо. Нервный сон, безразличие, желание сбежать, полное бессилие — все это нам предстоит пережить заодно с Майком…
Сложно выяснить границу, в то время, когда как раз воздух заглатывает зрителя. Беспокойство растет, медленной волной накатывает ужас. Появляется какой-то животный испуг, боязнь неизвестности. Кровь, кишки, ущербные монстры остались за бортом.
Scratches — настоящее скопище звуков, в отличие от других соперников. Шаги, скрип петель, тиканье часов, отдаленный стук… Тщательность, с которой Cellar of Rats (пароход и музыкант) подошел к оформлению шумов, приводит к уважению. Дополняемый мелодиями, «похищенными» прямиком из фильмов 70-х гг., саундтрек уже возможно отнести к самым сильным сторонам проекта.
Одновременно с этим заимствованная у По (либо у Лавкрафта) завязка с уверенностью обрастает подробностями. Исследуя внутреннее убранство и прилегающие к дому территории, храбрец не теряет связи с внешним миром. Названивая то другу Джерри, то помощнице Барбаре, он рисует обстановку, приобретает указания, дает и принимает рекомендации. Дружно, перемежаясь жуткими домыслами и находками, складывается в цельную историю. Нас не тянут за рукав и не отпускают в вольное плаванье. Часы в коридоре отмечают отечественное продвижение по сюжету, но спектр действий выходит за пределы линейности.
По крайней мере, это — одно из обещаний разработчиков.
Главным оружием будут наблюдательность и логика. Умелый подход к построению задач виден сходу. Минуя вставные пазлы (бич многих страшилок от первого лица) и нескончаемые метания из финиша в финиш (хоть и без карты), нам предлагают упражнения на предметный анализ и дедукцию. Инвентарь широк, активных мест также хватает. Но решения другой раз попадаются дьявольские.
Так, невинная головоломка «sliding door puzzle», присутствующая в 80% адвенчур, встречает неожиданный отпор: подкладываем под дверь кусок газеты, чем-нибудь острым выдавливаем на него ключик из скважины, тащим… И вытягиваем пустую бумагу. Ключ не пролезает.
Переходя из наступления в восторг, я отдаю себе отчет. Игру весьма хочется пожурить в начале, но уже через полчаса недовольство улетучивается. Графику, 360-градусный обзор, скачкообразное перемещение и застывшие декорации возможно именовать «устаревшими», «немодными», для кого-то — «неудобными». Но одно не оспорить: все сделано профессионально.
У Scratches нет роликов Post Mortem и детальной прорисовки Return to Mysterious Island, а мне пока не попалось ни одной модели персонажа, что, однако, не мешает ей выгодно выделяться среди собратьев-самолепов, становясь вровень с «важными дядями».
Стилизация под ветхие фильмы тут очень кстати. А не считая нее — прекрасно выписанные фоны. Гроза, бушующая за окном; сонные видения с плывущей точкой; множественные репродукции (любую возможно разглядеть вблизи); трехмерная анимация каждой раскрывающейся двери; обилие локаций, расчертивших дом, его окрестности и пара строений на отрезки… И за всем этим — только две пары рук.
Задумайтесь.
По окончании замеченного так и тянет с презрением обернуться к BigTime Games либо Her Interactive, плодящим собственные наивные поделки в обмен на те же $19.99. Располагая приличными штатами, ни одна из них, разумеется, не слышала о пословице «труд и Терпение все перетрут». А вот Nucleosys и Боакс (The Lost Crown) — слышали.
Потому 2006-й обещает стать битвой двух гигантов невидимого фронта за титул «horror-адвенчуры года». Само собой разумеется, при условии, что не будет никаких сюрпризов…
P.S. Вариант «Шорох», выбранный «Руссобитом» по результатам конкурса на лучшее наименование локализованной версии, честно удивляет. Пожалуй, хуже — лишь мой «Поскребыш».
Превью игры Ground Control 2: Operation Exodus
Со времен «Звездного десанта» Р. Хайнлайна в отечественных сердцах поселилась необъяснимая любовь к футуристическим сражениям на чужих планетах. PC-игры (включая, очевидно, полностью стянутую с…
«Простота — это основное преимущество Doom 3» Тим Уиллитс (Tim Willits), дизайнер уровней Необходимо жить на Марсе, а значительно лучше — на Фобосе, дабы ничего не знать о разработке Doom 3. Исходя из этого мы с…
Годом ранее, на Е3′ 2004, компания Monolith объявила очередной FPS. Шли месяцы, информация об игре обрастала новыми скриншотами и подробностями. Вряд ли кто-то сомневался, что мы снова…
Он не привык убивать. В прошедшей жизни Даниэль Гарнер (Daniel Garner) был обычным человеком, чья жизнь оборвалась по необычному стечению событий. Но ему не суждено было попасть ни в…
Превью игры Nexus: The Jupiter Incident
Не знаю, кто как, а я давным-давно смирилась с тем, что на моем веку космос останется для рядового обывателя (бывш. казуал ) досягаемым только через очко телескопа национальной обсерватории….