Обзор SOMA. Сон разума рождает чудовищ

Обзор SOMA. Сон разума рождает чудовищ

Во Frictional Games сделали игру, не похожую ни на одно из своих предыдущих творений. Возможно, сказался большой перерыв между старыми и новыми работами, возможно, что-то поменялось в коллективе, а возможно, и в головах. Однако, как говорится, мастерство не пропьёшь и в землю не зароешь, поэтому SOMA, хоть и не дотягивает по бюджету и крутизне до Alien: Isolation, но в этом году, похоже, это должен быть главный ужастик, который сделан не для Голливуда и про Голливуд в стиле «ужастик для всей семьи» типа Until Dawn, а самый настоящий, с высокой степенью пугабельности, предназначенный для игры в одиночку, в чёрной-чёрной комнате, в чёрных-чёрных наушниках.

Однако, несмотря на то, что SOMA очень сильно отличается от остальных игр Frictional Games, кое-что общее у них всё-таки есть, и это кое-что – сюжетная завязка. Молодой человек по имени Саймон, оказывается в одном из часто применяемых трюков Frictional Games: он попадает в незнакомое место, и пытается оттуда выбраться. А началось всё с того, что Саймон получил серьёзное сотрясение мозга в автомобильной аварии.

После чего он приходит на очередной сеанс компьютерной томографии, садится в кресло, и просыпается в совершенно незнакомом месте, которое оказывается секретной лабораторией, находящейся глубоко на дне океана. В общем, страдающим клаустрофобией, лучше в подобное не играть.

Следующая общая черта – простое управление и чрезвычайно простой интерфейс. Перед нами будет одна маленькая, блеклая точка и примитивный инвентарь с предметами, достающимися автоматически по ситуации. Если предмет не прячется, и остаётся в руках, значит, его нужно применить прямо сейчас.

Если предмет был положен в карман, значит, его применение ждёт нас впереди. Настройки управления в игре соответствующие: всего несколько кнопок, а самое сложное это Q и E, отвечающие за выглядывание из-за углов.

После уютной квартирки, главный герой попадёт в приблизительно такие условия.

По мере наведения на объект, точка превращается в руку, либо другой значок, сигнализирующий о возможности взаимодействия с предметом. Тут тоже никаких проблем. Знай себе крути мышкой, открывая или закрывая двери, поворачивая краны и дёргая рычаги.

В общем, это как раз тот случай, о котором можно сказать, что интерфейс интуитивно понятен.

Единственное, что немножечко разочаровало – графика. После великолепного, местами гипер-реалистичного Alien: Isolation, в такое играть смогут не все. Поэтому, чтобы получить от игры максимальную отдачу, нужно настроиться на неё и отказаться от претензий к малому количеству полигонов моделей, к похожим коридорам и дверям.

Дело усложняется тем, что в игре нет карты, и действовать приходится по старинке, как в старых добрых играх 90-х годов, где с картами также были большие проблемы.

Отсутствие карты дополняется отсутствием вообще любых индикаторов. Вы никогда не будете знать, насколько тяжёлое ранение вы получили. А состояние Саймона будете оценивать по звукам: частоте дыхания, сердцебиения и прочим сигналам организма главного героя.

В процессе загрузки новых локаций, на экране будет пульсировать человеческая черепная коробка с мозгами, а также появятся намёки на т.н. «графические артефакты». Оно и не мудрено. Благодаря своей травме, главный герой сможет слышать события, которые происходили раньше на этой самой подводной базе. Воспроизведение событий будет оформлено жутко, с соответствующим звуковым сопровождением, что лишний раз подтверждает тот факт, что играть в SOMA без наушников или просто хорошей акустики – бессмысленно.

Вы просто потеряете половину от того, что заложили разработчики в игру. А они старались. Буквально за пару дней до релиза, Сеть облетело видео, где их звукоинженеры, бесшумно сидят в тихом пруду, и производят с водой различные действия, записывая всё на специальные подводные микрофоны.

Всё, для того, чтобы вы – уважаемые геймеры – смогли проникнуться атмосферой.

Темнота, кровь и красный свет вызывают стойкие ассоциации с Doom 3.

К сожалению, а может и к счастью, но отголоски прошлых событий для главного героя воспроизводятся просто в качестве сюжетного рассказа. Влиять на них никак нельзя. Можно просто слушать, и готовиться к новым испытаниям, которые плотно увязаны именно с сюжетом.
Сама же игра не пугает неопределённостью и непонятностью, как это было, к примеру, в Пенумбре. По мнению автора, фирменная фишка SOMA – удерживание в напряжении. Разработчики, как и обещали, не дадут ни минуты покоя. И даже, когда вокруг нет монстров, система будет пугать вас странным звуками, и всякими спецэффектами типа открывающейся дверцы шкафа, или люка в потолке.

Короче говоря, скучать не придётся, а у наиболее впечатлительных, так и вовсе, будут трястись руки.

А ещё в SOMA есть вода и немного водных приключений. Заплывы очень и очень похожи на путешествие в открытом космосе, с той лишь разницей, что вокруг нет звёзд. Вместо этого сплошная темнота, глубоководные рыбы, сумрачное, таинственное морское дно, чей покой не тревожили целыми веками, а также огромная толща воды, чьё давление ощущается даже по нашу сторону экрана.

Для добавления эффекта неплохо было бы поставить под ноги тазик с водой.

Но, чтобы нам не было скучно под покровом воды, разработчики снабдили игру монстрами. Их не очень много, но большинство из них уникально. У них имеются свои личные характеры и понятия о жизненных ценностях. Это не те стандартные монстры, которые, как только завидят вас, тут же бросаются в атаку по максимально короткому пути. Чудовище просто может выйти из дверного проёма, и уставиться на героя, не проявляя никакой агрессии. Но от этого не легче.

Противопоставить ему вы ничего не сможете, поэтому приходится выкручиваться, попутно стараясь понять, что за силы и обстоятельства сделали чудовище именно таким, какое оно есть, а не каким-то ещё. Если сравнивать SOMA с Alien: Isolation, то детище шведских игроделов однозначно выигрывает в монстровой нише. У Creative Assembly был всего один, пусть и отличный, ксеноморф, а также несколько одинаковых андроидов, плюс обычные бандиты, появление которых превращало ужастик в обычный шутер. Здесь же мы имеем классический ужастик, и совсем не типичных монстров. Автор бы назвал их европейско-скандинавскими.

Выглядят они свежо и необычно, в то время как американские монстры, и особенно монстры японские, уже, некоторым образом, приелись.

А это ваш главный инструмент-отмычка от всех дверей.

Но, вода, удержание в напряжённости, пугалки, чудовища, и даже сюжет – всё это декорации, оформляющие должным образом главную изюминку SOMA – головоломки. Перед вами не банальный ужастик, где, знай себе, иди в нужную сторону, и сопротивляйся монстрам, либо прячься от них. Тут нужно приложить немало смекалки и соблюдать крайнюю внимательность, чтобы продвигаться от одной локации к другой.

Разработчики в ряде случаев умышленно направляют игрока по ошибочному пути, заставляя его помучиться, разочароваться, и отправиться назад, искать новое решение. В SOMA очень часто, самое очевидное и логичное решение не будет правильным.

Кроме головоломок, когда вы в принципе не будете понимать, что от вас хотят, куда нужно идти, и что делать, вас ждёт большая практика по поиску предметов. Предметов тут масса. Почти всё мелкое можно взять в руки, положить на место, либо швырнуть куда захочется. Для любителей устроить художественный беспорядок – самое то.

К нашему счастью, ключевые предметы, необходимые для выполнения заданий, будут подсвечиваться, хотя и не так ярко, как хотелось бы.

В открытом космосе хотя бы звёзды есть, а тут темнота, и миллионы тонн воды. Для полной аутентичности рекомендуется поставить ноги в тазик с холодной водой.

Резюмируя всё вышеперечисленное, можно сказать, что SOMA, конечно, – не та игра, которую можно было бы взять с собой на необитаемый остров, чтобы она там развлекала годами и десятилетиями. Для этого есть другие игры. А жанр ужасов никогда не предполагал особой реиграбельности. Эстетствующие натуры найдут возможность не удовлетвориться графикой, а кто-то может сказать, что мало экшена. На этом всё. Дальше идут только положительные моменты, за которые игру можно только похвалить.

Головоломки сложные и оригинальные, сюжет достоин воплощения в кино, монстры заслуживают премии на каком-нибудь профильном конкурсе, а звук делает половину от всего того эффекта, который заложили в игру разработчики.

Если вы были в восторге от Penumbra и Amnesia, то проходить мимо этой игры – преступление против всех геймерских правил. Если вы довольно прохладно относитесь к ужастикам, не любите темноту, но готовы попробовать что-то новое, то SOMA – как раз то, что нужно, чтобы почувствовать на себе образец хоррор-жанра, в котором талант его создателей виден на каждом шагу. Наша оценка – твёрдые 8 баллов.

Александр Панчин — Сон разума рождает чудовищ


Интересные записи:

Наиболе релевантные статьи, подобранные именно для Вас:

  • Обзор игры SOMA

    Шведские разработчики из Frictional Games уже больше восьми лет являются одними из главных поставщиков «кирпичей» для игрового комьюнити. И Penumbra, и Amnesia остались в нашей памяти как…

  • SOMA: Обзор игры

    Актуально для платформы: PC Шведские разработчики из Frictional Games уже больше восьми лет являются одними из главных поставщиков «кирпичей» для игрового комьюнити. И Penumbra, и Amnesia…

  • Обзор игры SOMA или что стоит за смертью.

    Совсем недавно компания Frictional Games наконец-то завершила работу над самой ожидаемой horror-игрой SOMA. С радостью напомню вам, что именно эта компания стала основателем целого жанра, в…

  • Как во Frictional Games придумывали монстров для SOMA

    С настоящими ужастиками сейчас дело обстоит плоховато. Что в кино, что в видеоиграх. Реальная жизнь гораздо страшнее, чем самое страшное кино. Ну а молодые люди уже видели столько всего в…

  • Обзор игры Dead Rising 2

    В блогах спрашивали, куда я пропал и почему нет текстов. Не переживайте, я еще в седле, правда, писать после трансляции по Dead Rising 2 как-то странно. Отчасти из-за того, что по большому…