Космические стратегии в жанре 4X со времён зарождения жанра как будто бы преследует какое-то проклятие. Любая новая подобная игра будет или клоном Master of Orion, или очень плохим продуктом со множеством неприятностей и совсем маленькой базой поклонников. Избежать аналогичного и стать хорошей, но одновременно с этим уникальной космической стратегией удалось немногим: из последних возможно отыскать в памяти Sword of the Stars, Distant Worlds, Endless Space — вот, пожалуй, и всё.
Да в этот самый момент без оговорок не обойтись — первые две борются между собой за право обладания призом «Самый неудобный интерфейс», а третья оказалась суховатой.
Ничего необычного, что интерес к новой глобальной стратегии от Paradox Interactive на тему космоса поднялся на неординарную высоту сразу же по окончании анонса — уж через чур заманчивые возможности рисовали разработчики в собственных ежедневниках. Шведы из Paradox могут делать игры, причём сложные, глубокие и оттого ещё более увлекательные. Информация о будущем релизе лишь подогревала любопытство: нам давали слово неповторимые геймплейные механики, обычный для «парадоксов» живой мир, эргономичный и вразумительный интерфейс… Все замерли в ожидании — в первый раз за продолжительное время космическая 4X имела возможность оказаться той самой «игрой грезы».
Быть пацифистом в Stellaris — не самый несложный путь.
Через тернии к звёздам
Stellaris показывает , что она не такая, как все, сначала. Прекрасная музыка, идеально передающая дух космических изучений, и атмосферный арт, посвящённый пейзажам далёких планет, ожидают игрока уже в главном меню. Сразу же вспоминаешь «Космических рейнджеров», успех которых стал вероятным благодаря хорошей работе композитора и художников.
В отличие от большинства 4X, предлагающих достаточно пресный геймплей, во всём опирающийся на цифры, таблицы и графики, Stellaris не забывает и о стилистике и настроении.
Как в большинстве случаев, новая игра начинается с выбора собственной настроек и империи галактики, где будет происходить будущая битва за господство во вселенной. Конструктор цивилизации — подробнейший: возможно выбрать расу из шести главных видов (имеется кроме того разумные грибы), её внешний вид, биологические изюминки, этику и, наконец, форму правления. Желаете сделать империю ужасных рептилий-ксенофобов, превыше всего ставящих военное дело, — свободно.
Миленькие лисички-монархисты, дружелюбные к вторым формам судьбы и поклоняющиеся старому всевышнему, — без неприятностей. Тут же выбираются предпочтительный для заселения вид планет, главное оружие и один из трёх вероятных типов межзвёздных перелётов.
Все эти особенности необходимы не просто так — любая из них напрямую воздействует на геймплей. К примеру, при военной диктатуре увеличен вероятный лимит флота и уменьшены затраты на содержание судов, а мирная этика даёт штраф к урону армии, но поднимает прирост пищи. Это не все вероятные эффекты — на полное описание комбинаций уйдёт отдельная статья.
Выбор стартовых изюминок очень серьёзен, и делать его нужно исходя из предполагаемого стиля игры. Помните, но, о ролевом отыгрыше — как во многих стратегиях от Paradox, ему и тут найдётся место.
В то время, когда собственная империя наконец создана, выбраны количество будущих братьев по разуму и размер галактики, приходит время отправиться в неизведанное.
«Чайник Рассела». Шутить разработчики могут, но скатываться в постоянное зубоскальство не планируют — юмора в игре в меру.
Тайны галактики
И опять разительное отличие Stellaris от вторых игр: в случае если в том месте привычен дикий «раш» прямо со старта — как возможно дальше разослать суда разведки, как возможно стремительнее начать активную экспансию, — то тут всё значительно спокойнее и куда занимательнее.
Исследовательский корабль, пребывающий на орбите, возможно послать на изучение родной совокупности, а после этого и соседних звёзд. До тех пор пока объект не изучен, с ним ничего не сделать — строить добывающие либо научные станции возможно лишь в том месте, где уже побывали учёные. Изучение не сводится к очевидному сканированию всего и вся в пределах доступности — в дело вступает неповторимая механика событий, одна из лучших находок игры.
К примеру, по окончании обследования планеты может показаться сообщение, что исследователи нашли на ней загадочный артефакт. Его возможно изучить, взяв разные бонусы, но при неудаче имеется риск утратить корабль. И дело не исчерпывается единственным выбором — событий лишь для исследователей очень много, причём многие из них являются целую цепочку ветвящихся вариантов развития обстановки, приводящих иногда к самому непредсказуемому результату.
Более того, те самые стартовые настройки империи также смогут оказывать влияние на финал.
Учёные, и адмиралы и губернаторы, кстати, отдельные личности со собственными изюминками характера наподобие «перков» персонажей из Crusader Kings II. Не считая управления научным кораблём они смогут учавствовать в работе исследовательских лабораторий, продвигающих науку империи, и баллотироваться на выборах.
Вместо привычного древа разработок тут всё дано на волю «рандома» — в каждом из трёх разделов науки (физика, инженерия и социология) мы выбираем один из случайно предложенных вариантов разработок. Помимо этого, кое-какие технологии возможно взять и мгновенно — посредством тех самых событий.
Над совокупностью дипломатии, как и над многим вторым, ещё трудиться и трудиться.
За исследовательскими судами идут строители, каковые возводят добывающие станции, приносящие один из двух главных видов ресурсов — энергокредитов и минералов. Империя понемногу растёт, и непременно приходит время встретиться с братьями по разуму.
Родные контакты третьей степени
И снова тут всё по-своему уникально. Дабы взаимодействовать с инопланетной расой, её для начала необходимо изучить (это отдельное изучение в разделе науки) и отыскать неспециализированный язык. Милитаристы-ксенофобы ни при каких обстоятельствах не уживутся с пацифистами-ксенофилами, а материалист вряд ли будет прислушиваться к точке зрения религиозной расы (опять в деле те самые стартовые настройки империи).
С соседями возможно торговать, заключать договоры и союзы и, само собой, вести войну.
Дело не исчерпывается одними только развитыми цивилизациями: на некоторых планетах видятся разумные существа, ещё не вышедшие в космос. И с ними также возможно взаимодействовать! Станция наблюдения на орбите таковой планеты разрешает или удалённо изучать младших братьев по разуму, или нагло вторгаться в их жизнь, засылая замаскированных агентов влияния. Последние со временем подготовят население к вмешательству извне, и в необходимый момент планета станет ещё одним населённым миром отечественной империи вместе с новой расой.
Всё это иногда сопровождается очередными цепочками событий: время от времени местные обитатели смогут заподозрить неладное и основать собственный аналог XCOM для противодействия пришельцам .
Наконец, примитивную цивилизацию возможно без выдумок завоевать, послав корабль с десантом, а всех обиженных со временем стереть с лица земли. В случае если, само собой разумеется, этика вашей империи разрешает устроить геноцид (имеется тут и такое).
Куда же без космических пиратов? В отличие от преступников из Distant Worlds, местные флибустьеры звёздных морей особенных неприятностей не доставляют.
Возня с внутренними проблемами занимает не меньше времени, чем внешняя политика. вести войну, само собой разумеется, будет необходимо, но война тут далеко не на первом месте, что опять-таки выгодно отличает Stellaris от собратьев по жанру. Да и вряд ли окажется завоевать всю галактику полностью — громадные империи смогут столкнуться не только с растущим сепаратизмом, но и с так называемыми кризисами поздней игры. Это возможно загадочная угроза из соседней галактики, рой космических монстров, уничтожающих всё живое, либо восстание роботов.
Преодолеть подобные трудности смогут не все.
Звёздные войны
К борьбе стоит подготовиться заблаговременно, уделив достаточное внимание постройке и проектированию армейского флота. Конструктор судов, уже давно ставший визиткой космических 4X, в Stellaris не так подробен, как хотелось бы. До прекрасного во всех отношениях конструктора из StarDrive ему ещё весьма на большом растоянии: максимум, что может игрок, — это выбрать корпус и распределить орудия и системы по свободным ячейкам.
Война может начаться по множеству разных обстоятельств, будь то дефицит места для экспансии, либо наличие «вкусной» совокупности на границе двух империй, либо легко несовпадение этических норм двух соседей. Никто не отменял и очевидное восстание сепаратистов из-за недовольства политикой страны. Военчасть мало чем отличается от прошлых стратегий шведов и оказалась наименее проработанной среди остальных игровых механик — тем, кто знаком с Europa Universalis либо Crusader Kings, будет легко разобраться в происходящем.
Совсем не так долго осталось ждать свободного места для мирного развития не останется. А это значит, что война прейдет скоро.
Армейский нюанс представлен большей частью на макроуровне. Игроку предстоит решать, каким будет состав флота, куда и в то время, когда отправлять его в бой, а не заниматься отдачей распоряжений конкретно на протяжении сражения. Микроконтроля тут нет — в случае если флотилия вступила в схватку с неприятелем, то остаётся только следить за происходящим (возможно разве что приказать отойти).
Пускай игра и не об этом, однако хочется какой-никакой настройки тактики флота, в случае если уж напрямую руководить каждым боевым судном запрещено.
В действительности, подобную фразу о необходимости более глубокой проработки того либо иного нюанса возможно сообщить фактически обо всём. Что дипломатия, что внутренняя политика до тех пор пока ещё совсем простые, в особенности в случае если сравнивать с другими творениями Paradox. Шпионажа и вовсе нет — нонсенс для 4X.
Но, всё это точно исправят — в отдельных DLC, само собой. Вероятнее, как это было с Crusader Kings II, дополнения начнут производить в огромных количествах, а суммарные затраты на приобретение всех превысят цену игры многократно. Не считая официальных аддонов нельзя забывать и о модах — движок Clausewitz очень дружелюбен к разного рода модификациям.
Космическая битва на орбите чёрной дыры. Stellaris может быть прекрасной в подобные моменты.
***
Однако кроме того на данный момент от стратегии тяжело оторваться. Фантастический мир далёкого космоса, в котором возможно творить историю собственной цивилизации, открытия и неожиданные встречи, крепкая дружба и безжалостные войны полностью различных рас, возвышение великих и распад империй примитивных видов… Тут имеется место и ролевому отыгрышу, и строгим расчётам, а огромное количество случайных событий разрешает забыть обо всём, не считая судьбы собственной цивилизации.
Да, при пристальном рассмотрении Stellaris до тех пор пока ещё является скелетом концепции, что в будущем обязан обрасти DLC. Баг погоняет багом, интерфейс далеко не столь эргономичен, как хотелось бы. Но стоит признать, что Paradox Interactive удалось создать неповторимую игру. И она на долгое время останется эталоном глобальных космических стратегий — Stellaris уже стала самым успешным стартом компании (за день было реализовано более 200 тысяч копий), соответственно, разработчики будут развивать стратегию.
Игру ожидает продолжительная и насыщенная судьба.
Плюсы: живущая сама по себе галактика; множество возможностей для отыгрыша и разнообразие игровых механик; атмосферные дизайн и музыка.
Минусы: баги; солидную часть контента нужно будет дожидаться в DLC; сейчас на сон остаётся очень мало времени.
Актуально для платформы: PC Космические стратегии в жанре 4X со времён зарождения жанра как будто бы преследует какое-то проклятие. Любая новая подобная игра будет или клоном Master of Orion, или…
Обзор игры Europa Universalis 3
Серия Europa Universalis, пожалуй, единственный проект, что на равных способен бороться с великой и страшной Civilization в стратегически-походовых рамках. Другое — мимо кассы. А ведь…
Distant Worlds сначала подкупает своим немыслимым масштабом. Мы эту идея решили высказать прежде всего. А все вследствие того что глобальная карта у бюджетной 4X-стратегии за авторством…
Актуально для платформы: PC Сообщи ещё лет пять назад, что некоторый проект от неизвестной свободной студии будут ожидать не меньше, чем игры за авторством гигантов наподобие EA либо Ubisoft, — мало…
Игры, деньги на каковые собирали всем миром посредством Kickstarter, медлено начинают выходить в свет. В большинстве случаев, пока это маленькие проекты, разрабатываемые маленькими командами…